С Татьяной и Сергеем Никитиными меня познакомил композитор Микаэл Таривердиев, когда я искал исполнителей песен для фильма "Ирония судь- бы, или С легким паром". Нам не нужно было высокопрофессиональное пе- ние, богатое фиоритурами и виртуозными голосовыми нюансами; мы искали простую и теплую человеческую интонацию - герой, которого играл Андрей Мягков, был по профессии врачом, и хотелось, чтобы у того, кто будет петь "за Мягкова", обязательно присутствовал элемент любительского, самодеятельного исполнения. В этом отношении Сергей оказался идеальной фигурой. (Мы пробовали и Татьяну: не сможет ли она спеть "за Барбару Брыльску", но остановились все-таки на Пугачевой.) Это была самодея- тельность высокого класса, и уже через два-три года Сергей стал, по существу, профессионалом (хотя он не заканчивают консерваторию и не является членом Союза композиторов); с каждой новой песней развивалось его замечательное дарование. Наше общение, которое началось в середине семидесятых, продолжается и поныне, Я много раз слышал дуэт Никитиных в непринужденной домашней обстановке, и это всегда доставляло огромное наслаждение. Они - Тать- яна и Сергей - и начались-то с выступлений квартирных, "костровых", а потом уже вышли па сцену-поэтому у них очень легко происходит переход с домашнего пения на сценическое и наоборот. Никитины никогда не под- лаживаются под обстановку-на сцене или дома, в записи на пластинке или на телевидении они несут свою, мгновенно узнаваемую интонацию - вопрос может быть только в том, чтобы чуть-чуть изменить подачу песни, при- дать ей более яркие голосовые оттенки. Может быть, сейчас время более суровых, жестких ритмов - мода из- менчива. Я не отрицаю рок или "металл", среди представителей этих те- чений есть талантливые люди, которые интересны и мне, но все же особую радость я испытываю, когда слышу и вижу дуэт Никитиных. Песни, испол- няемые ими, идут or сердца, от каких-то сокровенных тайников души; мне дороги их искренность, нежность, теплота. В Никитиных подкупают интел- лигентность, внутреннее чувство достоинства, настоящая скромность, не- суетливость. Мне нравится невероятная слаженность этого дуэта, отто- ченность и отрепетированность каждой песни до мельчайших нюансов. Мне кажется, что в этом дуэте интеллектуально-идеологическистрате- гическое начало несет в себе Татьяна. Сережа более одарен музыкально, он сочиняет, весь поглощен музыкой и иногда просто не за мечает че- го-то иного, существенного, что творится вокруг. Татьяна, наверное, помогает ему и в выборе стихов, хотя окончательное решение принимает сам Сергей. Думаю, невозможно объяснить, что он чувствует, отбирая те или иные стихи, - для него, видимо, важны ритмика, размер, особая ме- лодичность. Однажды я рискнул предложить ему свои стихотворные сочине- ния - что-то сразу было отвергнуто, на чем-то он остановился. Мне при- ятно, что песня "На пристани начертано" (она звучала в телепередаче, посвященной Никитиным) и другая - "Нам снится, будто мы живые" - вошли в мою авторскую пластинку, которую скоро должна выпустить фирма "Мело- дия". Я наблюдал за Никитиными на репетициях и во время записи. Тут Сере- жа становится главным, иногда даже покрикивает на Татьяну, если она не так берет какую-то ноту (правда, доводилось видеть и обратное-когда покрикивала Татьяна, если сбивался Сергей). Могу сказать, что это по- истине творческий союз людей, которые понимают друг друга с полуслова, полунамека... Сергей и Татьяна Никитины - люди с принципиальной творческой пози- цией. У них есть свои пристрастия в выборе поэзии. Они никогда не ис- полняли песен на стихи Фирсова, Софронова, Куняева. Они поют песни на стихи Твардовского, Левитанского, Окуджавы... Я люблю так называемый юмористический цикл Никитиных. Скажем, чу- десные детские песни на стихи Юнны Мориц ("Собака бывает кусачей" и другие). Сергей вместе с Виктором Берковским написали очень смешной мюзикл "Али-Баба и сорок разбойников", который сейчас ставится в теат- ре Олега Табакова (а раньше вышла пластинка с участием Юрского, того же Табакова, других замечательных исполнителей). Заразительна своей жизнерадостностью и великолепным юмором песня "Хорошо жить на Восто- ке...", в ней с необыкновенной органичностью сочетаются элементы ка- пустника и восточные мотивы. Вообще в своем творчестве Никитины тяго- теют к Средней Азии - там корни Татьяны (наполовину таджички, наполо- вину русской). Музыкальный колорит Востока есть и в "Бричмулле", одной из самых известных песен Никитиных, написанной на стихи Дмитрия Суха- рева. Когда мы работали над картиной "Забытая мелодия для флейты", я еще раз убедился, что у Татьяны и Сергея незаурядные актерские способнос- ти. "Песня чиновников", которую они исполнили в фильме, была задумана как марш, но долгое время я не решался просить композитора Андрея Пет- рова, чтобы он написал музыку; мне казалось, что в маршевом ритме "прямая речь" бюрократов будет звучать слишком грубо, прямолинейно и нарушит сатирическую ткань фильма. Уже были готовы ноты песен на стихи Евтушенко, Ряшенцева, а текст, написанный мною самим, который вроде бы нужно было пристроить в первую очередь, так и лежал в стороне - до тех пор, пока я не понял, что тут нужна иная, лирическая интонация, и ис- полнителями должны стать только Никитины. Вскоре музыка была написана. В исполнении Татьяны и Сергея "Песня чиновников" не стала кровожадной "арией" людоедов, они пели с такой нежностью и грустью, что захотелось даже пожалеть эту многомиллионную армию бюрократов. Сразу высекся юмор, возник необходимый контрапункт, песня обрела свое место - не случайно во многих рецензиях цитируется эта песня: "Мы не пашем, не сеем, не строим, мы гордимся общественным строем". ...С Татьяной и Сергеем Никитиными мы никогда не думаем о будущих планах. Уже не имеет значения, сведет ли нас судьба в работе или нет: наши отношения давно переросли рамки рабочих, деловых, поскольку осно- ваны они не только на взаимной симпатии, но и на внутреннем родстве, родстве сердец. ЭЛЬДАР РЯЗАНОВ Записал В. Верник