Там, где вновь обретается чувство полета. Заметки с Грушинского-99. ИЗ ИЛЛЮМИНАТОРА вертолета МИ-8, кружившего над фестивальной поляной на высоте 400 метров, палаточный город показался мне оброненным кем-то в сочной зелени Жигулей огромным разноцветным шарфом. Одна его сторона повторяла изгиб Мастрюковских озер, другая очерчивалась протокой и, дальше, серой лентой Волги. На глади озерной воды невозмутимы покоилась большая гитара; со спичечные головки фигуры людей беспрестанно сновали по поляне туда и сюда. А собралось на 26-й туристский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина, по разным оценкам, от 120 до 200 тысяч человек со всей России и из-за рубежа. И каждый сюда приехал за чем-то своим. Москвичу Дмитрию, например дорога единственная в году возможность встретиться и, не торопясь пообщаться с друзьями из разных уголков страны: "Бывает, мы даже с москвичами до очередного Грушинского "не пересекаемся" - у всех работа, дела, семьи". Юная самарянка Елена надеется здесь найти "ту самую жилку лиричности, которой сейчас так не хватает молодым". Солисту ансамбля "Бедные родственники" из Курска, ставшего дипломантом этого фестиваля, Александру Шестерякову "хочется, как любому творческому человеку, чтобы как можно большее количество людей тебя услышали. Известный бард Сергей Никитин признается: "Я давно не был на фестивале, и соскучился по тому ощущению чувства полета, которое здесь приобретаю...". Так или иначе, но и этим людям, и той многотысячной армии приезжающих на фестивальную поляну провести очередной уик-энд, фестиваль дает мощный энергетический заряд на долгое время. ТРОЕ суток (с 1 по 4 июля) активной жизни Грушинского мало чем отличались от жизни обычного города. Действовали свои службы жизнеобеспечения, их усилия координировала местная "мэрия" - оргкомитет под председательством заместителя губернатора области Юрия Логойдо, шли кипучая творческая работа и спортивные состязания. В основном, все городское хозяйство функционировало без сбоев - была организована своевременная доставка воды на поляну, при платном въезде в 100-150 рублей - бесплатная стоянка для автомобилей. Нако- нец-то фестивальную поляну освободили от "вакханалии продаж" и торго- вать разрешили только за ее пределами. Незаметными для глаз "простых смертных" были действия четырехсот сотрудников милиции. Ими были составлены несколько десятков административных протоколов, зарегистрированы единичные попытки сбыта наркотиков, хранения оружия, краж. (Однако грушинская братия относится к воришкам достаточно иронично, о чем свидетельствует прозвучавшее по местному радио объявление: "Малолетние жулики, которые пытались украсть вещи в (таком-то) лагере и потеряли свой ботинок. Подойдите за ботинком, и вам за это ничего не будет"). Любителей выпить сотрудники УВД лишили 54-х литров водки, 1500 литров пива, 12 литров вина. Часть этой добычи была экспроприирована из рюкзаков только что сошедших с электричек "подозрительных личностей". Впервые вынесен на открытое обсуждение вопрос о том, чтобы переместить центр тяжести финансирования фестиваля из бюджета на плечи спонсоров и, отчасти, на участников фестиваля. Если участники праздника заплатят хотя бы по 3-5 рублей за свое место, считает оргкомитет, к поляне будет более бережное отношение. Кроме того, в соответствии с "Лесным кодексом Самарской области", на следующий год придется платить дополнительные суммы за аренду этой территории... КОНКУРСНОЕ прослушивание на этот раз началось на день раньше, чем обычно. Именитому жюри под председательством Александра Городницкого за двое с небольшим суток пришлось выслушать 362 исполнителя (в прошлом году их было 280) - К сожалению, - комментировал результаты прослушивания член жюри С. Никитин, - наш широкий "бредень" не принес богатого улова - это видно по количеству лауреатов. Действительно, жюри выделило имена и названия всего пяти участников конкурса: ансамбля "Мост любви" (Пермь), Веры и Нины Вотинцевых (Екатеринбург), Ирины Абушевой и Марины Томиловой (Томск), Натальи Колесниковой (Воронеж), Александра Баля (Могилев) и назвало 16 дипломантов. - Кроме того, - добавил Сергей Яковлевич, - наблюдается дефицит ярких личностей. Правда, это не отражает положение в России в целом, просто такова специфика Грушинского фестиваля. Думается, в последних словах барда прежде всего заключен такой смысл. Становится все более очевидным, что до концерта на ночной гитаре доходят только те конкурсанты, которые в первую очередь обладают талантом подачи себя на сцене, а уж потом всеми остальными талантами. "То, что талантливо прозвучит на кухне, может совершенно не смотреться на эстраде, с этим талантом нужно родиться". Потому действо на ночной гитаре - шоу. Бардовское, авторское, но шоу... В СВЯЗИ с этим четыре года назад был создан так называемый "Второй канал" под руководством Владимира Ланцберга. - Наше жюри и жюри официального конкурса оценивают исполнителей из разных соображений, - заметил он. - Для нас совершенно неважно, что голос конкурсанта тих, его внешний вид недостаточно презентабелен. Нам в первую очередь интересны те авторы, для которых песня - не шоу, а форма прямого контакта душ. Я вообще убежден, что настоящая авторская песня не ориентирована на успех вообще, тем более на успех у многотысячной аудитории "горы". Именно такая песня существует не то чтобы в оппозиции фестивалю, но даже вопреки ему. Хотя оценки лауреатов жюри "1" и "2" "каналов" иногда пересекаются, что говорит об "универсальности" талантов Алины Симоновой и ансамбля под руководством Евгения Матвеева (лауреатов прошлого Грушинского) и сестер Вотинцевых (лауреатов этого года). Над словами В. Ланцберга заставляет всерьез задуматься число желающих услышать детальную критику своих песенных творений от членов жюри "2 канала" Б. Жукова, С. Каплана, Д. Дихтера: в прошлом году заявки на прослушивание подало 90 человек, в этом - 146. "КОЛЬСКИЙ бугорок", значительно удаленный от центра поляны, куда не доходит едкий дым костров и суета, имеет со вторым каналом много общего: здесь рады тем исполнителям, кто желает попасть не в безликую аудиторию "горы", а кто при свете костра хотел бы заглянуть в глаза тем, для кого он поет. (Даже при максимальной заполненности бугорок не вместит более 200 человек). Причем это не "альтернативные" или "непринятые" барды, а лауреаты и дипломанты фестивалей разных лет и только-только раскрывающиеся талантливые авторы и исполнители: В. Ланцберг, Д. Долгов, С. Цывкина, А. Софронов, Ш. Хусаинов, В. Вихорев и многие другие. Их выступления регламентирует главный "бугор" Кольского Сергей Каплан: желающих выступить перед жителями и гостями бугорка очень много. "УПЕРТЫЕ эстеты. Попсой их не купишь", - так В. Ланцберг отозвался об ассоциации творческих личностей "32 августа", чья уютная площадка у костра пятый год принимает риглашаемых ассоциацией гостей. И само "32-е" предпочитает петь и слышать от приглашенных к ним гостей песни с солидным текстом, не лишенные интеллектуальных изысков. И действительно, на просьбу объяснить, по каким причинам творческие вдохновители "32-го" на данный момент находятся не на "горе" - шел гала-концерт - Олег Городницкий ответил словами О. Хайяма: "Вода не утоляет жажды, я как-то пил ее однажды". А Дмитрий Авилов продолжил: - Одно могу сказать, это - не форма протеста против растущей попсовитости фестиваля, а веление души. Просто им, сидящим на "горе", нравится там. Нам - здесь. И вообще, "Второй канал", "Кольский бугорок", "32 августа" и концерт на горе олицетворяют собой идею разных концов деревни, не находящихся в оппозиции, а мирно сосуществующих. Иногда "разные концы деревни" сходились все же со своих окраин в центре поляны и на сцене "2 канала" давали концерты для всех желающих. ВСЕ дни на фестивальных сценах звучали гитары и голоса известных корифеев бардовской песни - А. Суханова, Мищуков, Э. Галеевой, Е. Камбуровой, Г. Хомчик, С. Никитина и многих других. Часто их концерты шли одновременно, потому лично я уезжала с фестиваля с ощущением душевной неудовлетворенности - далеко не всех удалось услышать. - ТАКОЙ удивительно интеллигентной, единодушной, адекватной реакции "горы" на все, что происходило на большой Гитаре, еще не было. Это самая большая для нас награда, - поделился своим мнением о ночном гала-концерте зампредседателя оргкомитета, президент клуба им. В. Грушина Борис Кельман. А вот Сергей Никитин на заключительной пресс-конференции предъявил серьезные претензии к организаторам творческой части фестиваля. Как ему кажется, в этот концерт "можно было включить чтото особое, творческое, чтобы он отличался от предыдущих". Кроме того, барду странно было видеть на гитаре "ресторанную манеру и нагловатый посыл" певца Самарского и выступление "типично эпигонского явления" Никиты Джигурды. В то же время оргкомитет не смог уговорить выйти на большую гитару Е. Камбурову и Е. Фролову. Хотя абсолютное большинство традиционных почетных гостей Грушинского собрались на это действо, многие - буквально за несколько часов до него доставленные вертолетом из аэропорта Курумоча. Кстати, впервые за все фестивальные годы на гала-концерте не было ни одного сбоя в озвучке микрофонов, а сам концерт второй год подряд транслировался по сети Интернет. ЧЕТКАЯ работа организаторов фестиваля - администрации Самарской области и клуба авторской песни им. Грушина - помогла пройти без срывов спортивной и песенным программам. В спортивных состязаниях на этот раз поучаствовавало около 5 тысяч человек - в футболе, волейболе, парусной регате, соревнованиям по скалолазанию и пр. Однако фестиваль давно перерос за рамки, обозначенные его названием, и стал насыщен самыми разноплановыми событиями, относящимися к категориям либо "творческим", либо "зрелищным". Фестивальные жители наблюдали полеты парапланов и парад авиационной техники, устроенный обществом "Малая авиация Волжского региона", любовались на водную феерию и были зрителями на рыцарском турнире, организованном областными клубами ролевых игр. Привлеченные симпатичной конструкцией с надписью "Город мастеров", юные и взрослые гости фестиваля надолго задерживались за столами этой творческой мастерской. Часто впервые своими руками они вытачивали из коры миниатюрные гитары, ложки, лодочки, лепили фигурки из глины и делали куклы из папье-маше. Безусловно, задавая при этом бесконечные "как" и "почему" организаторам "Города" - мастерам новокуйбышевского информационно-творческого центр "Кристалл" и творческим людям из других городов, случайно услышавшим о "Городе" и приходившим провести свои творческие мастерские. Еще с понедельника начала действовать "Детская поющая республика". Около 150 ребят прошли через семинары, мастер-классы известных бардов. Как отметил руководитель жюри "ДПР" В. Ланцберг, вполне возможно, что многие из этих ребят через два три года станут лауреатами Грушинского. Изюминкой фестиваля стал выпущенный клубом им. Грушина и ассоциацией "Эстафета" мультимедиадиск "Концерт длиною в 30 лет. Диск содержит историю фестиваля, запечатленную в лицах и песнях. На нем аудиозапись 200 песен, исполненных когда-либо на Грушинском, более тысячи фотографий, час видеозаписи (в том числе кадры выступления В. Грушина в составе трио "Бобры"). Правда, и стоил медиадиск под стать содержанию - 275 рублей... КАКИМ быть следующему фестивалю, и быть ли ему? Наверное, не случайно на итоговой пресс-конференции журналисты задали вопрос: "Начинают поговаривать, что авторская песня умирает...". - Наоборот, интерес к ней возрастает все более. Я считаю, что доказательство этому - существование фестиваля и того огромного количества людей, в том числе бардов, которые сюда приезжают, - ответил журналистам знаменитый бард Александр Суханов. - Я совершенно спокоен за этот жанр. Бардовская песня - это страница нашей культуры. Просто мы живем сейчас в переходное время. Я недавно разговаривало Юнной Мориц - она, очень чуткий человек, сказала, что уже в первые годы следующего тысячелетия в России появятся новые, яркие таланты в поэзии и, соответственно, в бардовской песне. Я на это очень надеюсь, - добавил С. Никитин. Всякие слухи по поводу закрытия фестиваля опроверг Б. Кельман: "Фестиваль невозможно закрыть - так он популярен в народе. Слухи могли появиться в связи с кризисом августа прошедшего года. Но в подготовку фестиваля вовсю включились спонсоры - финансово-промышленная группа "Сибирский алюминий, фирма "Сок", ОАО "Авиакомпания "Самара", ОАО "Московский завод по обработке цветных металлов", ОАО "МАВР", "АвтоВАЗ" и др. Так что Грушинскому и в третьем тысячелетии - быть. Вот только будет ли он похож на праздник минувших десятилетий? Ведь уже в этом году природа сделала свое нововведение - на гостей фестивальной поляны не упало ни одной капли традиционного "грушинского" дождя... Анна ЮРКОВА, "Вестник", 10.07.99 О П У Б Л И К О В А Н О Н А www.chat.ru/~songs